Речь, Голос, Логика, Манипуляции

Дизайн речи VS Ораторское искусство: отличия, плюсы и минусы систем обучения

С тех пор, как у меня появились соцсети, и дня не обходится, чтобы кто-нибудь не написал что-то в духе: "Мне не нужно работать с речью, я же не выступаю..."
В этом противоречии и есть главное отличие дизайна речи от ораторского искусства. От второй формулировки так и веет сценой, выступлениями, заранее прописанными речами и это, действительно, нужно далеко не всем.
Дизайн речи ближе к жизни - это про коммуникации, переговоры, умение себя подать в обычном диалоге, поэтому и сфера применения шире. Это, конечно, очень общие формулировки, ниже разберем досконально отличия, но сначала оговорка.
Здесь, в статье я говорю о «Дизайне речи»именно в моем понимании. Систему работы описываю тоже, как автор курса «Дизайн речи» и обладатель аналогичного товарного знака. Поручиться же за всех, кто использует эту формулировку я, разумеется, не могу.
Правила и стандарты
Первое фундаментальное отличие двух систем — ориентиры. В ораторском искусстве есть и всегда были правила. Можно ли их нарушать — другой вопрос. Так, собственно, и появился «Дизайн речи» и сходные с ним направления работы с коммуникациями.
В «Дизайне речи» используются те же театральные упражнения, но при этом нет стандартов. Допустим, вам нравится ваша картавость, она может звучать обаятельно или быть изюминкой — значит оставляем, и не вычищаем манеру говорить до состояния «Гостелерадио» 80-х. В конце же концов и Ленин был картавым, но это не мешало ему быть «топовым оратором» своего времени, есть и поближе примеры Иван Охлобыстин, допустим — у него картавость только добавляет плюсов к харизме.
В общем, ораторское искусство обычно «само знает», как вы должны звучать, а «Дизайн речи» спрашивает об этом вас. Кроме очевидной человекоориентированности это еще экономит время при обучении потому, что вы просто проскакиваете ненужные вам этапы.
Психологическая составляющая
И тут плавно ко второму пункту: а если я не знаю, как хочу звучать? В «Дизайне речи» на помощь приходит система архетипов речи. Вы проходите тест, основанный на исследованиях Карла Юнга и Кэрол Пирсон, потом ваш психологический портрет сопоставляется со звучанием голоса и вуаля: мы знаем, какой голос больше всего соответствует внутреннему ощущению.
Авторская система архетипов речи Юлии Шустрой
Честно говоря, для меня это стало, в годы работы на телевидении, спасительным открытием. Я всегда была собранной и ответственной, хорошо писала, но важные темы мне не доверяли. Бесило неимоверно, а один редактор сказал, что дело как раз в голосе — он детский и несерьезный. Голос я, конечно исправила и потом много лет успешно летала в самые ответственные командировки по всему миру. Но вывод сделала: внутри ты можешь быть одним человеком, но снаружи люди будут видеть другое. Именно чтобы привести в баланс эти две составляющие я и создала систему архетипов речи.
Не знаю, применяют ли нечто подобное другие преподаватели, но моим ученикам такой подход существенно облегчает процесс обучения, помогает понять, к чему именно они идут. Вы тоже можете пройти этот тест у меня на сайте. Он бесплатный.
Собственно, психологическая составляющая обучения — это и есть второе главное отличие «Дизайна речи» от ораторского искусства. Обратная такого обучения — вы начинаете как бы сканировать окружающих вас людей, но это тема другой статьи.
Логика речи
Об эту тему я сломала немало копий. На меня даже «разоблачения писали», когда я заикнулась о различиях между классической и журналистской системой логики речи.
Если вы откроете любой классический учебник по логике речи, то точно найдете там посылки, предпосылки, аргументы и кучу других терминов. Они, кстати, даже не очень сложные, но есть одно НО! Они годятся для выступлений! Вы не будете в обычном разговори выстраивать систему посылок и предпосылок - нужно что-то попроще.
А один из самых популярных запросов учеников «Теряюсь в разговоре, путаются мысли, забываю, заговариваюсь…» Знакомо? Я, когда думала, как с этим запросом работать, вспомнила, как я и мои коллеги готовятся к прямым эфирам. Мы никогда не строим сложных структур, чтобы как раз ничего не забыть в самый ответственный момент, а главное — обьяснить понятно.
Свою систему логики речи я построила на журналистских правилах:
  • выбирать в любом тексте или речи главное, и делать это быстро
  • не сыпать терминами, датами и прочими сложными фактами, если упоминаешь их, то пояснять
  • менять факты местами не путаясь в повествовании
Попроще звучит? Это реально просто! И, главное, навык логичной речи по журналистскому стандарту можно довольно быстро развить, и сразу начать использовать. Это даже не совсем про логику речи, скорее про логику мысли, но работает! Факт! Я 15 лет выходила так в прямые эфиры. Сейчас же разработала упражнения, чтобы помочь научиться другим.
Страницы методички по логике для курса «Дизайн речи»
Итак, третье отличие — разный подход к логике речи!
При этом обе системы хороши. Ораторское искусство проверено времененм и отлично подходит тем, кто собирается играть, выступать. «Дизайн речи» ближе к повседневному общению — он динамичнее и более персонализирован.